Концепция экологического образования школьников в МБОУ «Лицей №56».
Содержание.
Актуальность экологического образования.
Концепция экологического образования школьников в МБОУ «Лицей №56».
Мир – это не экологическая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Разум и наша воля, полученные знания способны обеспечить нашу возможность жить в этом доме.
Под экологическим образованием понимается процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение окружающих к социально-природной среде.
Реальным выражением ответственного отношения к природе является овладение экологической культурой.
Актуальность экологического образования на современном этапе подтверждается двумя видами факторов:
Внутренним фактором, стимулирующим развитие экологического образования, является формирование важнейших качеств личности (ответственности, гуманности, гражданственности). Только разносторонне развитая личность может создавать гармонию взаимоотношений в природном мире.
Итак, очевидно, что работа по экологическому образованию школьников является настоятельным требованием времени, в котором мы живем.
Принципы экологического образования.
Цели и задачи экологического образования опираются на принципы, которые отвечают философским, методологическим, диалектическим исследованиям в области экологического образования.
Междисциплинарный подход (Захлебный Л. Н.) осуществляется:
Формирование экологической культуры школьников.
Регулятором отношений общества и природы выступает экологическая культура человека. Она рассматривается в качестве приоритетной в развитии экологических проблем современности.
Формирование экологической культуры осуществляется на протяжении всей жизни и представляет целостную систему:
Проявлением уровня культуры является ответственная деятельность.
В качестве внутреннего стержня экологической культуры выступает система ценностей. Ценности – это человеческое измерение вещей. Человек наделяет предметы, явления действительности смыслами, делает личностно значимыми для себя.
Различаются
Такой подход позволяет рассматривать природу как универсальную ценность.
Личностный аспект в экологическом образовании.
Очень важно учитывать психо-возрастные особенности человека, который в разные периоды жизни по-разному отражает мир в своем сознании.
Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников является развитие наблюдательности, любознательности, повышения эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, непосредственное общение с природой, приобщение к посильному труду. Бережному отношению к природе малой Родины средствами курсов «Доноведение», «Я исследователь», а также в рамках метапредметных проектов «Растения школьного двора», «Времена года», «Лекарственные растения Ростовской области», «Зеленая аптека» и другие, участи в конкурсе «Эколята».
Для обучающихся5-8 классов важнейшими задачами являются:
В 9-11 классах осуществляется обогащение экологических знаний об экологических проблемах Ростовской области, национальных и глобальных проблемах. Уделяется большое значение ценностно нормативным знаниям (правила и запреты в природе) и практической деятельности человека. В основе экологического образования данной категории лежит самостоятельная работа: исследовательская, практическая, пропагандистская. Отношение школьников к природе осуществляется по принципу «Я и природа», «Природа во мне», «Я в природе». Реализуется в рамках предметов география, биология, курса «Экология», исследовательских проектов («История мировых религий и вопрос отношения к природе») и экологических конкурсов.
Таким образом, в разные периоды жизни человек по-разному отражает мир в своем сознании:
Проблемы содержания экологического образования.
Экологическое образование – одно из необходимых условий выживания, дальнейшего благополучного существования общества. Эффективность экологического образования школьников во многом определяется грамотностью ответа на вопрос «Чему учить? Как учить?» Обучение – это наведение порядка в мыслях, умение отличать причины от следствия, главное от второстепенного.
Чему должна учить школа? Школа должна подготовить выпускника, ориентированного в основных экологических проблемах общества, усвоившего главные экологические законы, на которых основывается устойчивость природы, главные принципы взаимодействия общества и природы, готового к продолжению экологического образования.
Экология – это комплексная наука, она имеет сложную структуру. Она включает не только традиционную классическую экологию, но и рассматривает социальную, медицинскую экологию человека, историческую и прикладную экологию. Основу конструирования содержания экологического образования составляет экологическая проблема. Знание об экологических проблемах междисциплинарны. Они призваны раскрыть истоки, сущность и пути решения экологических проблем.
Междисциплинарный состав экологического образования можно выразить следующими блоками:
Экологические обобщения философского уровня.
Природа рассматривается как универсальная ценность, как среда биологической жизни человека, как ресурс, как объект удовлетворения интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей человека. Основу содержания экологического образования составляют знания и умения, связанные с экологической проблемой сохранения жизни на Земле, то есть социально-экологических междисциплинарных знаний. Понимание сущности экологической проблемы опирается на систему понятий, имеющих междисциплинарный характер и отличающихся ценностно-нравственной нагрузкой. К числу таких понятий относится: ноосфера (глобальная модель будущей цивилизации), окружающая среда, ресурс, природные условия, здоровье, природопользование.
Методы и формы экологического образования.
При формировании экологической проблемы как реального противоречия во взаимодействии общества и природы необходимо применять методы и приемы, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся по отбору фактов, созданию проблемной ситуации. Эффективны эвристические беседы, выполнение заданий прогностического характера, проблемное изложение материала.
Выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее решения на разных этапах общественного развития осуществляется с помощью проблемных лекций, экскурсов в историю.
Практическая деятельность обучающихся по решению личных проблем, освоение норм и правил отношения к природе осуществляется в практикумах, системе ответственных поручений, создании листовок, плакатов, практической работена территории лицейского двора, создание экологического календаря.
В последние годы все чаще используются коллективные формы организации учебной деятельности. В процессе совместной деятельности развиваются такие специальные явления, как содействие, соревнование, сочувствие, приобретение навыков труда в учреждении. Основным видом коллективной работы является групповая работа, работа в парах, ролевые игры, дискуссии.
Важнейшее место в экологическом образовании занимают ролевые игры, развивающие эмоциональное творчество, самостоятельность учащихся. Суть игры в способности приобретения социального опыта, принятия экологически грамотных решений, усвоение правил поведения в природе, формирование поведенческой экологической морали в действии. Именно игровое состояние позволяет знанию превращаться в личностное. Оценочный компонент обеспечивает личностные результаты игровой деятельности. Особенность ролевых экологических игр – их метапредметная направленность. Обучающиеся привлекают и перегруппировывают знания из многих предметов. Учитель должен обратить внимание на краеведческую направленность ролевых игр, так как региональные экологические проблемы должны быть особенно значимы для обучающихся.
В становлении экологической культуры особое место занимает дискуссия. Дискуссия посвящена обсуждению каких-либо спорных (проблемных) вопросов на основе обращения к аудитории с целью выработки правильного решения. Отличительными чертами дискуссии выступает равенство позиции участников общения. Важнейшим качеством дискуссии является обмен ценностями между участниками. Содержание экологической дискуссии отличается проблемной ориентацией знаний. Соединение проблемности с групповым обсуждением создает ситуацию «конфликта идей», придает экологическим знаниям ценностно-личностный смысл.
Многоаспектный характер экологических проблем позволяет организовать на их основе межпредметные уроки-дискуссии, когда группам обучающихся следует взглянуть на них (проблемы) с позиции эколога, экономиста, биолога, географа.
Для привлечения обучающихся к проблеме предметного спора подбираются яркие отрывки, цитаты из книг, содержащие элементы спора, высказывания ученых, специалистов. Постановка вопросов: Как вы относитесь к подобной проблеме? Разделяете ли вы ее? Ваша точка зрения?
Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых решений. Необходимым элементом ролевой игры является создание проблемной ситуации и потребностьразобраться в поставленной проблеме, что побуждает искать новый способ действия (самостоятельный поиск проблемы) и позволяет осознать ответственность. Содержанием игры становятся, как правило, реальные экологические проблемы.
В ролевой игре необходимо выделить следующие компоненты:
При работе в группе (5-7 человек) дается общее задание, которое выполняется коллективно, а результат оформляется в виде отчета. Задания в группах могут быть как одинаковые, так и разные. Если задания одинаковые, то решения могут быть неоднозначные. Учитель может дать разные задания для каждой группы, однако, эти задания охватывают содержания изучаемой темы, дополняют друг друга.
Работа в парах чаще всего используется для взаимопроверки. Иногда для парной работы используются настольные игры, кроссворды, лото, кубики. Работа в парах особенно ценна на занятиях-практикумах, когда необходимо измерить, описать опыт. Такая работа развивает чувство товарищества, делает ее более организованной.
Практические виды деятельности школьников по изучению и охране природы.
Важную роль играет реферирование литературы на темы экологического характера. Реферирование научной и научно-популярной литературы позволяет формировать углубленный интерес к экологическим проблемам, привлекать школьников к пропаганде экологических идей. Темы реферата выбираются в соответствии со спецификой глобальных проблем, с центральной познавательной проблемой предмета.
Реальная практическая деятельность по решению региональных экологических проблем, освоение норм и правил отношения к природе являются с одной стороны необходимым условием успешности экологического образования и воспитания, а с другой – выступает как завершающий этап формирования экологических отношений и критериев их адекватной сформированности.
Общественно-полезная деятельность экологического характера может включать следующие виды:
Формирование экологической культуры школьников предполагает такой отбор форм методов обучения, который позволит организовать общение школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Следует учесть три линии взаимодействия внеклассной, внешкольной, классно-урочной.
Темы работ (клубы, экспедиции, кружки, научные общества) должны отражать разностороннюю ценность природы и необходимость ее охраны: «Водные ресурсы области», «Скверы и парки города», «Экологическая тропа», «Ботанический сад».