Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Лицей № 56 имени генерал-лейтенанта Герасименко В.Ф."
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина 24а
  • +7 (863) 245-56-96, 245-39-93
  • licey56@list.ru
Школьная жизнь
Cведения об образовательной организации

Экологическое воспитание

Концепция экологического образования школьников  в МБОУ «Лицей №56».

Содержание.

  1. Введение. 

Актуальность экологического образования.

  1. Основное содержание. Формирование экологической культуры школьников.
  1. Цели, задачи и принципы экологического образования.
  2. Система ценностей экологического образования.
  3. Личностный аспект в экологическом образовании.
  4. Проблемы содержания экологического образования школьников. Междисциплинарный характер экологического образования.
  5. Экологические обобщения философского уровня.
  6. Методы и формы экологического образования.
  7. Практические виды деятельности школьников по изучению и охране природы.
  8. Региональный аспект природопользования. Модульный подход к реализации экологического образования.
  9. Религиозное мировоззрение и экология.

Концепция экологического образования школьников  в МБОУ «Лицей №56».

Мир – это не экологическая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Разум и наша воля, полученные знания способны обеспечить нашу возможность жить в этом доме.

Под экологическим образованием понимается процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение окружающих к социально-природной среде.

 Реальным выражением ответственного отношения к природе является овладение экологической культурой.

Актуальность экологического образования на современном этапе подтверждается двумя видами факторов:

  • экологическое образование в настоящее время приобретает статус педагогического заказа общества, педагогической науки и практики;
  • проблема «человек-среда» никогда не стояла так остро перед человечеством.

Внутренним фактором, стимулирующим развитие экологического образования, является формирование важнейших качеств личности (ответственности, гуманности, гражданственности). Только разносторонне развитая личность может создавать гармонию взаимоотношений в природном мире.

Итак, очевидно, что работа по экологическому образованию школьников является настоятельным требованием времени, в котором мы живем.

Принципы экологического образования.

Цели и задачи экологического образования опираются на принципы, которые отвечают философским, методологическим, диалектическим исследованиям в области экологического образования.

  1. Принцип гуманизации. Сущность гуманизации состоит в том, что человек, его потребности и ценности превращаются из средства производства в цель общественной жизни. Реализуя принцип гуманизации, мы исходим из того, что человек должен рассматриваться во всем богатстве его отношений с природно-социальной средой, а состояние среды – как фактор, влияющий на его духовное и физическое здоровье. Природу необходимо рассматривать с позиции её ценности и универсальности: как среду биологической жизни, как объект познаний, удовлетворения этических, эстетических потребностей, как ресурс, который используется для развития производства.
  2. Краеведческий принцип – несет высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение ближайшего природно-социального окружения. Оно раскрывает историческую обусловленность взаимодействия человека и природы. Принцип позволяет целостно раскрыть экологические проблемы края.
  3. Принцип проблемности и историзма. Экологические проблемы являются содержательными стержнями интеграции знаний различных дисциплин. Раскрытие экологических проблем предполагается через систему социально-экологических понятий, несущих ценностно-нормативную нагрузку, гуманистическую направленность: окружающая природная среда, ресурсы, охрана живой природы, здоровье и его охрана, природопользование.
  4. Принцип междисциплинарности – отражает взаимосвязи философского, естественно-научного, правового, нравственного, экономического образования.

Междисциплинарный подход (Захлебный Л. Н.) осуществляется:

  • путем экологизации содержания учебных предметов (многопредметная модель);
  • введением обобщающих тем в предметах различной направленности (смешанная модель);
  • введением интегрированного экологического курса (однопредметная модель).
  1.  Принцип единства теоретической и практической деятельности – важнейший фактор формирования экологической культуры.
  2. Принцип непрерывности и преемственности экологического образования.
  3. Личностный принцип – с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Личностные принципы обусловлены необходимостью формирования системы личностно-значимых знаний, ценностных ориентиров.

Формирование экологической культуры школьников.

Регулятором отношений общества и природы выступает экологическая культура человека. Она рассматривается в качестве приоритетной в развитии экологических проблем современности.

Формирование экологической культуры осуществляется на протяжении всей жизни и представляет целостную систему:

  • систему экологических знаний (естественно-научных, ценностных, нормативных, практических);
  • экологическое мышление, включающее установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических видов связей, принятие решений в ситуации нравственного выбора;
  • культуру чувств (морального резонанса, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма);
  • культуру экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления, культуры чувств в повседневную норму поступка.

Проявлением уровня культуры является ответственная деятельность.

В качестве внутреннего стержня экологической культуры выступает система ценностей. Ценности – это человеческое измерение вещей. Человек наделяет предметы, явления действительности смыслами, делает личностно значимыми для себя.

Различаются

  • предметные ценности, в которые включается окружающая человека среда. Предметные ценности выражаются в системе экологических понятий: окружающая среда, ресурсы, природопользование.
  • систематизирующие ценности (общечеловеческие) – понятия пространство - время – человек.

Такой подход  позволяет рассматривать природу как универсальную ценность.

  • универсальность означает единство и целостность разных сторон отношений человека к природе: научной, эстетической, экологической, правовой, экономической, нравственной, практической.
  • субъективные ценности – они выражаются нормальными проявлениями поведения в природе (идеи, нормы, традиции).
  • нравственный аспект ценностного отношения к природе определен общечеловеческим интересом – сохранением богатства ради блага и сохранения жизни последующим поколениям.

Личностный аспект в экологическом образовании.

Очень важно учитывать психо-возрастные особенности человека, который в разные периоды жизни по-разному отражает мир в своем сознании.

Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников является развитие наблюдательности, любознательности, повышения эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, непосредственное общение с природой, приобщение к посильному труду. Бережному отношению к природе малой Родины средствами курсов «Доноведение», «Я исследователь», а также в рамках метапредметных проектов «Растения школьного двора», «Времена года», «Лекарственные растения Ростовской области», «Зеленая аптека» и другие, участи в конкурсе «Эколята».

Для обучающихся5-8 классов важнейшими задачами являются:

  • овладение системой социально-экономических знаний;
  • развитие экологического мышления на основе понимания причинности взаимодействий в природе и обществе, прогностичности, глобальности;
  • развитие эмоционально-ценностной сферы (отношение к себе, людям и природе);
  • приобретение навыков общественно полезной деятельности в рамках предметов технология, география, биология, курсов «Экология», проектов «Времена года», «Из истории пряных растений»; участие в экологических конкурсах, региональных проектах.

В 9-11 классах осуществляется обогащение экологических знаний об экологических проблемах Ростовской области, национальных и глобальных проблемах. Уделяется большое значение ценностно нормативным знаниям (правила и запреты в природе) и практической деятельности человека. В основе экологического образования данной категории лежит самостоятельная работа: исследовательская, практическая, пропагандистская. Отношение школьников к природе осуществляется по принципу «Я и природа», «Природа во мне», «Я в природе». Реализуется в рамках предметов география, биология, курса «Экология», исследовательских проектов («История мировых религий и вопрос отношения к природе») и экологических конкурсов.

Таким образом, в разные периоды жизни человек по-разному отражает мир в своем сознании:

  • младший школьник осознает способность освоения мира «Я могу познать мир»;
  • подросток осознает способность воздействовать на мир «Я могу изменить мир»;
  • в юношеском возрасте формируется позиция взрослого «Я могу познать мир, изменить его, я ответственен за него».

Проблемы содержания экологического образования.

Экологическое образование – одно из необходимых условий выживания, дальнейшего благополучного существования общества. Эффективность экологического образования школьников во многом определяется грамотностью ответа на вопрос «Чему учить? Как учить?» Обучение – это наведение порядка в мыслях, умение отличать причины от следствия, главное от второстепенного.

Чему должна учить школа? Школа должна подготовить выпускника, ориентированного в основных экологических проблемах общества, усвоившего главные экологические законы, на которых основывается устойчивость природы, главные принципы взаимодействия общества и природы, готового к продолжению экологического образования.

Экология – это комплексная наука, она имеет сложную структуру. Она включает не только традиционную классическую экологию, но и рассматривает социальную, медицинскую экологию человека, историческую и прикладную экологию. Основу конструирования содержания экологического образования составляет экологическая проблема. Знание об экологических проблемах междисциплинарны. Они призваны раскрыть истоки, сущность и пути решения экологических проблем.

Междисциплинарный состав экологического образования можно выразить следующими блоками:

  1. Понятие классической экологии – биологических систем (уровни организации, экологические царства органического мира, законы функционирования биосферы, саморегуляции живого вещества на всех уровнях, границы воздействия на биосферу, развитие человеческой цивилизации, экологические проблемы, угрозы гибели живого.
  2. Знание и ценностные ориентации, связанные с экологией человека. Ключевое понятие – «здоровье» факторы здоровья, индивидуальное и популяционное здоровье. Социальные ценности здоровья. Особенности среды жизни человека. Природные и социально-культурные факторы здоровья, адаптация человека и животных к изменениям среды. Образ жизни как фактор здоровья.
  3. Основные положения социальной экологии. Ведущее место занимает знание об окружающей среде (социальной, природной). Эволюция экологической культуры как регулятора отношений человека и природы. Анализ противоречий общества и природы. Условия стабилизации населения мира. Становление информационно-экологического общества.

Экологические обобщения философского уровня.

Природа рассматривается как универсальная ценность, как среда биологической жизни человека, как ресурс, как объект удовлетворения интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей человека. Основу содержания экологического образования составляют знания и умения, связанные с экологической проблемой сохранения жизни на Земле, то есть социально-экологических междисциплинарных знаний. Понимание сущности экологической проблемы опирается на систему понятий, имеющих междисциплинарный характер и отличающихся ценностно-нравственной нагрузкой. К числу таких понятий относится: ноосфера (глобальная модель будущей цивилизации), окружающая среда, ресурс, природные условия, здоровье, природопользование.

Методы и формы экологического образования.

При формировании экологической проблемы как реального противоречия во взаимодействии общества и природы необходимо применять методы и приемы, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся по отбору фактов, созданию проблемной ситуации. Эффективны эвристические беседы, выполнение заданий прогностического характера, проблемное изложение материала.

Выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее решения на разных этапах общественного развития осуществляется с помощью проблемных лекций, экскурсов в историю.

Практическая деятельность обучающихся по решению личных проблем, освоение норм и правил отношения к природе осуществляется в практикумах, системе ответственных поручений, создании листовок, плакатов, практической работена территории лицейского двора, создание экологического календаря.

В последние годы все чаще используются коллективные формы организации учебной деятельности. В процессе совместной деятельности развиваются такие специальные явления, как содействие, соревнование, сочувствие, приобретение навыков труда в учреждении. Основным видом коллективной работы является групповая работа, работа в парах, ролевые игры, дискуссии.

Важнейшее место в экологическом образовании занимают ролевые игры, развивающие эмоциональное творчество, самостоятельность учащихся. Суть игры в способности приобретения социального опыта, принятия экологически грамотных решений, усвоение правил поведения в природе, формирование поведенческой экологической морали в действии. Именно игровое состояние позволяет знанию превращаться в личностное. Оценочный компонент обеспечивает личностные результаты игровой деятельности. Особенность ролевых экологических игр – их метапредметная направленность. Обучающиеся привлекают и перегруппировывают знания из многих предметов. Учитель должен обратить внимание на краеведческую направленность ролевых игр, так как региональные экологические проблемы должны быть особенно значимы для обучающихся.

В становлении экологической культуры особое место занимает дискуссия. Дискуссия посвящена обсуждению каких-либо спорных (проблемных) вопросов на основе обращения к аудитории с целью выработки правильного решения. Отличительными чертами дискуссии выступает равенство позиции участников общения. Важнейшим качеством дискуссии является обмен ценностями между участниками. Содержание экологической дискуссии отличается проблемной ориентацией знаний. Соединение проблемности с групповым обсуждением создает ситуацию «конфликта идей», придает экологическим знаниям ценностно-личностный смысл.

Многоаспектный характер экологических проблем позволяет организовать на их основе межпредметные уроки-дискуссии, когда группам обучающихся следует взглянуть на них (проблемы) с позиции эколога, экономиста, биолога, географа.

Для привлечения обучающихся к проблеме предметного спора подбираются яркие отрывки, цитаты из книг, содержащие элементы спора, высказывания ученых, специалистов. Постановка вопросов: Как вы относитесь к подобной проблеме? Разделяете ли вы ее? Ваша точка зрения?

Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых решений. Необходимым элементом ролевой игры является создание проблемной ситуации и потребностьразобраться в поставленной проблеме, что побуждает искать новый способ действия (самостоятельный поиск проблемы) и позволяет осознать ответственность. Содержанием игры становятся, как правило, реальные экологические проблемы.

В ролевой игре необходимо выделить следующие компоненты:

  • мотивационный – связан с отношением обучающихся к содержанию игры, включает потребность, интерес, мотив учащихся к игре;
  • ориентационный – принятие обучающимися игровых задач. Любой игре предшествует работа по ознакомлению обучающихся с предстоящей деятельностью. В зависимости от характера деятельности действий обучающимся предлагаются правила, планы, алгоритмы, с помощью которых осуществляется аналитико-системная деятельность и корректировка ее на основе сличения полученного результата и цели. Необходимо выделить два вида правил. Во-первых, правила, направленные на деятельность в определенной последовательности. Во-вторых, правила личностных отношений: быть доброжелательным, уметь задавать вопросы, уметь регулировать вопросы.
  • ценностный компонент игры обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности, включает игровое состояние. На первое состояние воздействует элемент соревновательности, занимательности, творчество.

При работе в группе (5-7 человек) дается общее задание, которое выполняется коллективно, а результат оформляется в виде отчета. Задания в группах могут быть как одинаковые, так и разные. Если задания одинаковые, то решения могут быть неоднозначные. Учитель может дать разные задания для каждой группы, однако, эти задания охватывают содержания изучаемой темы, дополняют друг друга.

Работа в парах чаще всего используется для взаимопроверки. Иногда для парной работы используются настольные игры, кроссворды, лото, кубики. Работа в парах особенно ценна на занятиях-практикумах, когда необходимо измерить, описать опыт. Такая работа развивает чувство товарищества, делает ее более организованной.

Практические виды деятельности школьников по изучению и охране природы.

Важную роль играет реферирование литературы на темы экологического характера. Реферирование научной и научно-популярной литературы позволяет формировать углубленный интерес к экологическим проблемам, привлекать школьников к пропаганде экологических идей. Темы реферата выбираются в соответствии со спецификой глобальных проблем, с центральной познавательной проблемой предмета.

Реальная практическая деятельность по решению региональных экологических проблем, освоение норм и правил отношения к природе являются с одной стороны необходимым условием успешности экологического образования и воспитания, а с другой – выступает как завершающий этап формирования экологических отношений и критериев их адекватной сформированности.

Общественно-полезная деятельность экологического характера может включать следующие виды:

  • изучение и оценка экосистем, почвы, воздушной среды, инвентаризация природных ресурсов, составление необходимой документации (карт, схем, таблиц, описаний);
  • разработка памяток с целью сохранения природы (двор, район, город, регион).

Формирование экологической культуры школьников предполагает такой отбор форм методов обучения, который позволит организовать общение школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Следует учесть три линии взаимодействия внеклассной, внешкольной, классно-урочной.

  • Познавательная – расширение и углубление знаний о природе, населении и хозяйстве своего края.
  • Ценностные – выработка умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка, поступка других людей с позиции добра и зла.
  • Деятельностного – формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.

Темы работ (клубы, экспедиции, кружки, научные общества) должны отражать разностороннюю ценность природы и необходимость ее охраны: «Водные ресурсы области», «Скверы и парки города», «Экологическая тропа», «Ботанический сад».